Запорная арматура назначение конструкция




Главная | О нас | Обратная связь

Запорная и регулирующая арматура. Назначение, классификация, устройство и принцип работы

Запорная и запорно-регулирующая арматура должна устанавливаться на штуцерах, непосредственно присоединенных к сосуду, или на подводящих и отводящих трубопроводах. В случае последовательного соединения нескольких сосудов необходимость установки арматуры между ними определяется разработчиком проекта.

В качестве запорной и запорно-регулирующей арматуры на сосудах устанавливают задвижки, вентили, краны и обратные клапаны.

Задвижка состоит из корпуса, штока (шпинделя) с маховиком и подъемных щечек, перекрывающих проходное отверстие.

Вентиль, в отличие от задвижки, вместо подъемных щечек имеет тарелку клапана, которая при закрытии прижимается к седлу клапана, а также более сложную конфигурацию проходного отверстия.

Обратный клапан вентильного типа по своей конструкции похож на вентиль, в котором отсутствует ручной привод рабочего органа.

Сосуды для пожаровзрывоопасных веществ и вредных веществ 1-2 класса опасности по ГОСТ12.1.007, а также испарители с огневым или газовым нагревом, должны иметь на подводящей линии (между насосом или компрессором и запорной арматурой сосуда) обратный клапан, автоматически закрывающийся давлением из сосуда.

Устанавливаемая арматура должна иметь соответствующую маркировку, а в необходимых случаях – еще и паспорт.

На корпусе арматуры должны быть указаны:

- наименование или товарный знак завода-изготовителя;

- условное давление (допускается указывать рабочее давление и допустимую температуру);

- направление потока среды;

- марка материала корпуса.

Кроме того, на маховиках должно быть обозначено направление вращения при открывании и закрывании арматуры.

Арматура с условным проходом более 20 мм, изготовленная из легированной стали или цветных металлов, должна иметь паспорт (сертификат) установленной формы. В нем указываются данные по химсоставу, механическим свойствам, режимам термообработки и по результатам контроля качества изготовления неразрушающими методами.

Кроме этого запорная и запорно-регулирующая арматура должна отвечать следующим основным требованиям:

- иметь небольшое гидравлическое сопротивление;

- обеспечивать высокую надежность работы оборудования при минимальном ее обслуживании;

- иметь высокую долговечность (порядка 10-15 лет и более);

- обладать стойкостью к эрозионному износу.

В каких случаях не допускается сдавать и принимать смену?

В аварийных ситуациях:

- если давление в сосуде поднялось выше разрешённого и не снижается несмотря на принимаемые меры;

- при выявлении неисправности предохранительного клапана;

- при обнаружении в сосуде и его элементах, работающих под давлением, неплотностей, выпучин, разрыва прокладок ;

- при неисправности манометра и невозможности определения давления по другим приборам;

- при возникновении пожара, непосредственно угрожающего сосуду, находящемуся под давлением и обслуживающему персоналу.

- Запрещено производить пересмену также при ликвидации аварии или аварийной ситуации.

- Запрещено принимать или сдавать смену при отсутствии сменщика

- Запрещается сдавать смену лицу, находящемуся в алкогольном или наркотическом опьянении.

При невозможности приёма-сдачи смены по вышеперечисленным причинам ставится в известность Лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосуда.

Сроки проверки манометров.

Поверка манометров с их опломбированием или клеймением должна производиться не реже одного раза в 12 месяцев. Кроме того, не реже одного раза в 6 месяцев владельцем сосуда должна производиться дополнительная проверка рабочих манометров контрольным манометром с записью результатов в журнал контрольных проверок. При отсутствии контрольного манометра допускается дополнительную проверку производить проверенным рабочим манометром, имеющим с проверяемым манометром одинаковую шкалу и класс точности.

Порядок и сроки проверки исправности манометров обслуживающим персоналом в процессе эксплуатации сосудов должны определяться инструкцией по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов, утвержденной руководством организации - владельца сосуда.

Ответственность персонала обслуживающего сосуды

За нарушение требований производственных и должностных инструкций, требований ОТиПБ предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Требования «Правил» к арматуре, устанавливаемой на сосудах работающих под давлением.

2) плавность хода;

3) поворотные краны на шпинделе должны иметь риску, соответствующую направлению проходного отверстия в пробке, ограничитель поворота (90 градусов), накидная ручка должна устанавливаться по ходу газа;

4) на маховиках задвижек и вентилей должно быть обозначено направление вращения при открывании и закрывании.

Запорная и регулирующая арматура: принцип действия и терминология

Опубликовано admin Апр 11, в Разное оборудование

Не каждый застройщик частного дома смог бы на равных разговаривать с инженером или техническим работником предприятия, которое осуществляет монтаж трубопроводов. Не каждому понятны определённые слова на которых разговариваю специалисты. Чтобы избежать подобного недопонимания в этой мы вкратце разъясним вам значения ряда основных терминов применяемых специалистами, а так же рассмотрим некоторые нюансы покупки нового оборудования, или которое эксплуатировалось ранее.

Первый вопрос, который многих интересует — это в чем различие запорной арматуры от газового крана или водопроводной задвижки? На самом деле ничем. Это своего рода обобщающее понятие, с помощью которого обозначаются устройства (или их совокупность), для перенаправления, перекрытия, смешения или регулировки рабочей жидкости. Таким образом, под этим определением, понимается какая либо группа устройств, с различным назначением и конструкцией (краны, стальные задвижки фланцевые. клапаны, затворы и регуляторы).

Ниже мы рассмотрим их классификационные признаки и назначения, благодаря которым любой из вас поймёт разницу между задвижкой и краном, клапаном и затвором.

Главный признак классификации — это: назначение по данному признаку, трубопроводная арматура подразделяется на ряд технических средств перечисленных ниже.

Запорная арматура — это устройства для остановки потока различной рабочей среды.

Регулирующая арматура — это устройства, с помощью которого можно изменить параметры потока рабочей среды.

Предохранительная арматура — это оборудование, которое автоматически срабатывает при превышении заданной величины или изменения каких либо характеристик рабочей среды.

Распределительно-смесительная арматура применяется в основном для изменения потока и направления, а так же смешивания нескольких потоков газа или жидкости.

Используя различное оборудование можно выполнять одни и те же функции. Что бы у вас не получилась путаница, трубопроводная арматура подразделяется нормативными документами на ряд классов. К примеру, задвижка является разновидностью запорной арматуры где, рабочий кран (втулка), перекрывает поток жидкости или газа перпендикулярно направлению их движения. При этом втулка при работе перемещается обратно — поступательно. В основном задвижки используются для перекрытия потока жидкости, для регулировки же используются другие арматурные устройства.

В клапанах рабочий орган – это клапанная тарелка, которая перемещается при работе параллельно потоку жидкости. Принцип их действия основан на вращении рабочего крана, а их затворов на изменение сечении пропускного канала.

Что лучше приобрести: б/у или новое?

Нередко застройщики сталкиваются с выбором: приобрести новое оборудование или же воспользоваться услугами фирмы, которая специализируется на установке б/у арматуры? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Несмотря на то, что покупка устройств, которое уже было в использовании сопряжено с определённой финансовой выгодой, здесь есть и своя доля риска.

Всё нужно решать исходя из технического состояния вашего оборудования. Если при покупке б/у труб или арматуры на них достаточно хорошо видны высокая степень износа и коррозийные повреждения, то лучше воздержаться от такой покупки. Но нужно заметить, что нередко на складах метала, встречаются можно встретить б/у арматуру в довольно приличном состоянии.

В любом случае при покупке лучше обсудить с предприятием, где вы будете приобретать арматуру возможность её возврата, и так же проконсультироваться у специалистов, и заручится их поддержкой.

2.5. Назначение запорной арматуры в технологических обвязках кс

Трубопроводная арматура (краны, вентили, обратные клапаны и т.д.) представляют собой устройства, предназначенные для управления потоками газа, транспортируемого по трубопроводам, отключения одного участка трубопровода от другого, включения и отключения технологических установок, аппаратов, сосудов и т.д.

Вся запорная арматура технологических обвязок компрессорной станции имеет нумерацию согласно оперативной схеме КС, четкие указатели открытия и закрытия, указатели направления движения газа. Запорная арматура в обвязке КС подразделяется на 4 основные группы: общестанционные, режимные, агрегатные и охранные.

Общестанционные краны установлены на узлах подключения станции к магистральному газопроводу и служат для отключения КС от газопровода и стравливания газа из технологической обвязки станции. К таким кранам относятся краны № 7, 8, 17, 18, 20 (см. рис. 2.8 и 2.9). К общестанционным кранам относятся и краны № 6, 6р, обеспечивающие работу КС на Станционное кольцо .

Режимные краны обеспечивают возможность изменения схемы работы ГПА, выбор групп работающих агрегатов. Нумерация этих кранов на различных КС различна, но, как правило, эти краны объединены номерами одной десятки (например: № 41-49; № 71-79 и т.д.) и характерны в основном для обвязок с неполнонапорными ЦБН.

Агрегатные краны относятся непосредственно к обвязке нагнетателя и обеспечивают его подключение к технологическим трубопроводам станции. К ним относятся краны № 1, 2, 3, 3бис, 4,5.

Охранные краны предназначены для автоматического отключения КС от магистрального газопровода в условиях возникновения каких-либо аварийных ситуаций на компрессорных станциях. К ним относятся краны № 19 и 21.

К характерным особенностям работы запорной арматуры на магистральных газопроводах и КС относятся: высокое давление транспортируемого газа (до 7,5 МПа), относительно высокая температура газа на выходе КС (60-70°С), наличие в составе газа механических примесей и компонентов, вызывающих коррозию, эрозию металла и т.д.

К запорной арматуре предъявляются следующие основные требования: она прежде всего должна обеспечивать герметичное отключение отдельных участков газопровода, сосудов, аппаратов от технологических газопроводов и длительное время сохранять эту герметичность, иметь высокую работоспособность, быть коррозионно-стойкой и взрывобезопасной.

На магистральных газопроводах и КС применяется запорная арматура различного типа, но наибольшее распространение получили краны, задвижки и обратные клапаны.

Краном (рис. 2.10) называется запорное устройство, в котором подвижная деталь затвора имеет форму тела вращения с отверстием для пропуска рабочей среды. Для перекрытия потока затвор вращается вокруг своей оси, перпендикулярной трубопроводу. Краны могут иметь гидравлический, пневматический, пневмогидравлический и электрический приводы. Они могут иметь также и ручное управление.

Рис. 2.10. Кран шаровой:

1 - Корпус; 2 - шар; 3 - пневмогидропривод; 4 - колонна; 5 - узел уплотнения; 6 - штуцер для уплотнительной смазки

По сравнению с другими видами запорной арматуры краны обладают следующими преимуществами: компактность, прямоточное движение потока газа через отверстие в шаре крана, что не вызывает больших гидравлических сопротивлений.

Запорные краны с шаровым затвором получили наибольшее распространение на магистральных газопроводах и используются в качестве запорно-отключающих устройств сепараторов, пылеуловителей, камер пуска и приема очистных поршней, в свечных обвязках, узлах подключения КС, различного рода перемычек, обвязке газоперекачивающих агрегатов и т.д.

При эксплуатации кранов необходимо выполнение следующих основных требований:

- запрещается эксплуатировать краны при не полностью открытом или закрытом положении затвора;

- перестановку шаровых кранов производить при наличии перепада до и после крана не более 0,08 МПа;

- периодически производить набивку крана крановой смазкой, рекомендованной заводами-изготовителями.

К задвижкам (рис. 2.11, 2.11а) относятся разного рода запорные устройства, в которых проходное сечение для газа перекрывается за счет поступательного перемещения затвора в направлении, перпендикулярном движению потока транспортируемого газа. По сравнению с другими видами запорной арматуры задвижки имеют следующие особенности: незначительное гидравлическое сопротивление при полностью открытом проходном сечении, простота обслуживания и ремонта. Применяются в основном на линиях продувки пылеуловителей и фильтр-сепараторов, а также как ручные отсечные задвижки на линии кранов № 4 и 6 и блоков подготовки топливного, пускового и импульсного газа.

Рис. 2.11. Задвижка стальная клиновая с выдвижным шпинделем с ручным приводом:

Источники: http://megaobuchalka.ru/1/16464.html, http://www.4ne.ru/stati/raznoe-oborudovanie/zapornaya-i-reguliruyushhaya-armatura-princip-dejstviya-i-terminologiya.html, http://www.studfiles.ru/preview/5789594/page:12/